Человек играющий. Почему важно играть с ребёнком и как не помешать детской игре?
27 сентября в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. По традиции в этот день мы беседуем со специалистами в сфере дошкольного образования. Сегодня о том, как научить детей играть, о детских игрушках и книгах для дошкольного образования рассказывает Елена Каралашвили – кандидат биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, автор книг и пособий.
Елена Арчиловна, расскажите, пожалуйста, в какие игры Вы играли в детстве?
Е.К.: В детстве я была зачинщиком разных игр. Дома это были игры в путешествия! Мы создавали с подружкой из подручных материалов различные острова, корабли… Стол переворачивался вверх ножками, сверху накидывались простыни – это были паруса или таинственная пещера. А что касается игр в дворе, то у нас было такое разновозрастное братство. Самые яркие воспоминания – театральные постановки, где принимали участие дети разного возраста: от самых маленьких до старших. Это было очень здорово! Может быть, моя тяга к театру корнями оттуда, из детства. Мы жили в единственном пятиэтажном доме, остальные – обычные сельские дома, а рядом кукурузные поля и просто пустыри. И мы, конечно, ходили в разные походы, еду с собой брали, воду в рюкзачки для путешествий... Летом мы уезжали в деревню, и там игры разворачивались ещё интересней. Деревенские просторы и свобода будоражили фантазию: игры в охотников со стрелами, в разведчиков. Писали разные зашифрованные письма, делали тайники…
Ходили ли Вы в детский сад? Какие воспоминания у Вас с ним связаны?
Е.К.: Воспоминаний, к сожалению, немного. Помню, что в детский сад ехали очень рано в холодном автобусе. Зима, тёмное утро... Одно яркое воспоминание – это новогодний праздник. Был спектакль на английском языке «Кошки-мышки», а потом бал-маскарад, где я была пингвином. Но я с большой теплотой вспоминаю детский сад, который посещала моя дочь. Я там работала руководителем психологической службы, это после 10 лет преподавания в университете. Прекрасный детский сад, уютный, яркий. Там я проработала 11 лет. Так что сначала у меня была теория (моя кандидатская диссертация связана с дошкольниками и компьютерами в детском саду), а потом практика в детском саду.
Как Вы считаете, насколько детский сад необходим самому ребёнку, а не работающим родителям?
Е.К.: Когда я работала в детском саду, у нас более половины мам, приведя ребёнка в сад, шли не на работу, а домой. Наверное, отдыхать от ребёнка. Шучу, конечно. Мне кажется, что всё-таки детский сад для тех семей, где родители работают. Считается, что чем младше ребёнок, тем больше он нуждается в маме (особенно ребёнок раннего возраста) или в другом значимом для ребёнка взрослом. В этом возрасте ребёнку важно тепло, понимание, защита, ощущение собственной безопасности, ведь именно в этот период формируются устойчивые связи между ребёнком, матерью и другими близкими для ребёнка людьми. А вот детский сад для детей уже дошкольного возраста и особенно старшего дошкольного возраста – это, пожалуй, необходимая составная часть социализации. Дошкольнику необходимо общение со сверстниками, понимание и признание другими детьми. Поэтому ограничивать круг общения ребёнка только рамками своей семьи было бы неправильно с позиций его социализации. В детском саду ребёнок получает опыт общения, апробирует свои лидерские и исполнительские качества, узнаёт много нового и погружается в интересную социальную жизнь. Понятно, что это приемлемо не для всех детей, кто-то вообще не посещает детский сад по ряду причин. Это выбор семьи.
Считается, что современные дети не умеют играть. Как их научить этому? Что нужно для игры?
Е.К.: Ребёнок, общаясь со взрослым, перенимает опыт, опыт общения, взаимодействия с другими людьми. Он перенимает все действия с предметами, с игрушками. И это происходит у дошкольника именно в игре. Игровой опыт передаётся в больших семьях гораздо легче и проще. Дети разного возраста и передают этот игровой опыт, часто организовывают игры. К сожалению, такие разновозрастные игровые сообщества сейчас редкость…
С ребёнком нужно играть заразительно, эмоционально, с верой в предлагаемые обстоятельства игры. Уметь не помешать, а поддержать игру, не руководить игрой, а быть равноправным партнёром в игре, а когда это будет необходимо – даже выйти из игры и дать возможность играть детям самостоятельно. Взрослый, который играет, должен сам обладать творческой фантазией. Если он может из листа бумаги создать колпак клоуна, веер дамы, самолётик для полётов или кораблик для флотилии, то это настоящий «человек играющий»! Если нет книг или игрушек, то можно использовать природные или бросовые материалы – это сейчас очень востребованное направление. С детьми можно лепить, клеить, рисовать, можно из коробок строить города. Главное, чтобы взрослые поддерживали игру, а не играли вместо детей.
Можете дать совет родителям, как выбрать правильную игрушку для ребёнка-дошкольника?
Е.К.: Во-первых, ни в коем случае не нужно выбирать игрушку, в которую хотите играть вы сами. Часто родители, покупая игрушки, покупают их себе. Те, о которых они мечтали, которых у них никогда не было. А ребёнок – это совершенно другой человек, у него свои мечты и свои желания. Вот это не нужно путать! Во-вторых, ребёнок в состоянии самостоятельно выбрать игрушку, осмыслить, что ему нужно. Иными словами, желательно поинтересоваться, нужна ли ему эта игрушка. В-третьих, если вы хотите, чтобы эта игрушка была востребована в игре достаточно длительное время, а не легла на полку или не была спрятана в дальний ящик в детской, то это должна быть игрушка открытого типа. По высказыванию Елены Смирновой, автора книги «Игры и игрушки вашего ребёнка», игрушка открытого типа – это игрушка, с которой ребёнок может играть в самые разные игры, использовать в разных видах деятельности, и она должна иметь высокий развивающий потенциал. Самый обычный бычок, или деревянная машинка, или самая простая кукла инициирует игру ребёнка, будит его воображение и фантазию.
Расскажите, как создавались Ваши книги.
Е.К.: Первая книга называлась «Физкультурная минутка». Она появилась во время моей стажировки перед докторантурой. Эта книга отличалась тем, что в ней, кроме пальчиковой гимнастики, были описаны интересные нестандартные упражнения для детей-дошкольников и младших школьников, которые можно было выполнять сидя. Особенность этих упражнений – смешные названия, которые очень любили дети. Например, «Упрямая голова», «Голова-мяч» или «Несговорчивые уши». Все упражнения сопровождались интересными рисунками: их персонажами были мальчик и девочка, которые попадали в разные истории. Такой подход привлекал детей, и они с удовольствием занимались.
В издательстве мы начали совместный авторский путь с Любовью Павловой: развивающие тетради «Играем и рисуем вместе!» (это настоящая коммуникативная тетрадь для работы в паре), шнуровки для мальчиков и девочек «Времена года» (я придумывала рисунки для мальчишек, а Любовь Ивановна – для девчонок), три картотеки для воспитателей в соавторстве с Ксенией Белой («Тематические прогулки с дошкольниками», «Образовательные проекты в детском саду», «Социальные акции в детском саду»). Главная особенность нашей работы – мы очень разные. Я люблю фантазировать, креативить, а Любовь Ивановна может структурировать материал и придать мыслям стройность и логичность, методичность. Конечно, без мозговых штурмов не обходится! Поддерживаем, помогаем и учимся друг у друга.
Что Вы пожелаете воспитателям в их профессиональный праздник?
Е.К.: В первую очередь, здоровья, творческой энергии, любви к детям! Именно любовь к детям и к своей профессии даёт нам прекрасных педагогов, которые тепло своих сердец дарят детям и родителям.
С профессиональным праздником – Днём дошкольного работника!