Главная / НОВОСТИ / Можно ли познавать природу дистанционно?

Можно ли познавать природу дистанционно?

makarova_vn.jpg О речевом развитии детей в контексте познания окружающего мира и природы беседуем с Валентиной Макаровой, доцентом кафедры технологии дошкольного образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, одним из авторов пособия «Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой», выпущенной издательством «Русское слово».

Недавно в издательстве «Русское слово» вышло пособие «Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой», в подготовке которого Вы принимали непосредственное участие. Расскажите, пожалуйста, о его создании и о том, почему важно развивать детскую речь.

Пособие «Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой» мы создавали вместе с моей коллегой, доцентом нашей кафедры Еленой Ставцевой, и старшим воспитателем детского сада № 11 г. Орла Ольгой Арнаутовой. Этот детский сад в течение нескольких лет был экспериментальной площадкой, где мы отрабатывали методику ознакомления детей с природой и обогащения речи детей с использованием природоведческого материала. Пособие стало результатом нашей экспериментальной деятельности.

Если же говорить о речевом развитии ребёнка, об особенностях усвоения им лексики в целом, не только природоведческой, то стоит обратиться к ФГОС дошкольного образования, где речевое развитие заявлено как одна из образовательных областей. В первоначальных проектах ФГОС эта область не выделялась, и речевое развитие рассматривалось вместе с коммуникативным, познавательным, трактовалось как коммуникативно-речевое, познавательно-речевое развитие. Благодаря усилиям учёных-практиков, участвовавших в разработке этого документа и его обсуждении, появилась эта отдельная образовательная область. Речевое развитие – специфическая область, узловой момент психического развития ребёнка дошкольного возраста. Василий Сухомлинский, например, очень большое значение придавал процессу овладения языком. «Процесс овладения языком, писал он, это воспитание души, разума, формирование мышления, это кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека».

Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой: методическое пособие

Известно, что годовалый ребёнок владеет примерно 10 словами, а как дальше идёт речевое развитие и накопление словарного запаса?

С возрастом слов становится всё больше и больше, потому что ребёнок больше узнаёт об окружающем мире, и слова выступают как герои окружающей действительности. Если к концу первого года жизни ребёнок произносит 10–12 слов, то концу третьего года жизни примерно 1,5 тысячи слов. А если мы говорим о дошкольниках – выпускниках детского сада, то это уже примерно 3,5–4 тысячи слов количественного словаря. Но очень важной стороной является качественное развитие словаря, то есть овладение значением, смыслом слов. И качественное его развитие, как говорил Лев Выготский, представляет собой сложнейший процесс.

Богатство словаря человека определяется умением использовать то или иное слово в различных контекстах, различных ситуациях, различных смысловых оттенках, в связи с другими словами. Пушкиноведы, например, посчитали, что великий поэт использовал около 25 тысяч слов. Эти цифры дают представление о том, какие богатства кроятся в нашем языке. Дошкольник же только начинает овладевать этим богатством, и мы, конечно же, должны ему в этом помочь.

Каким образом Вы отбираете лексику для работы с детьми, какие словари используете?

Надо сказать, исследователи уже давно предпринимали попытки составить словари-минимумы, то есть такие перечни слов, с которыми можно работать по определённой теме. Мы в ходе своей экспериментальной работы создали такие словари-минимумы по природоведческой тематике.

Вот, например, словарь-минимум по теме «Дикие животные». Фрагмент «Рысь». Мы знакомим ребенка с этим животным, в словарь-минимум мы включили существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Это слова, которые обозначают и само животное, и его родовое понятие («зверь», «дикое животное», «хищник»), и части тела этого животного, например кисточки на ушах у рыси. Здесь можно задать детям вопрос: а какие ещё кисточки вы знаете (кисточки/кисти для рисования, кисть руки, кисть винограда и т.д.) Если говорить о прилагательных, то рассмотрим пример «густой». Густой мех, он какой? Нередкий. А если, например, густой суп, то это значит, что он нежидкий, т.е. к этим словам мы подбираем разные антонимы.

Практика нашей работы показала, что целесообразно составлять также, кроме словаря-минимума, толковые словари. Что собой представляет толковый словарь для ребёнка-дошкольника? Он должен быть, конечно, не таким, как для взрослых. Задача этого толкового словаря не познакомить с новыми словами, а показать место слова в языковой картине мира. Толковые словари для дошкольников должны выстраиваться не по алфавиту, а по темам словарных статей. Такой словарь содержит много иллюстраций, фотографий. Работая с ним, конечно, можно решить много других задач, а не только обогатить лексику.

Например, толковый словарь по теме «Дикие животные». «Белка». Здесь есть небольшая информация о белке и картинка, которая помогает детям уяснить, что это за дикое травоядное животное, почему её так назвали. У белки бывает разная шёрстка: летом редкая, а зимой густая. У неё длинный хвост и уши с кисточками, цепкие лапы с острыми коготками. Белка – грызун, она делает запасы на зиму. Также здесь есть вопросы и задания, которые дети выполняют в ходе работы с этим материалом. Например, на что похож беличий хвост, почему белка грызун и т.д. Дальше работа в области грамматики и словообразования: если белка делает запасы на зиму, то она какая? Запасливая. А как можно сказать по-другому? Хозяйственная. Дальше можно углубляться в тему: домик белки называется дуплом, а какие домики у других животных? Как называются детеныши белки? Игровые задания: загадать детям загадку или дать раскрасить белку.

Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикой

От каких факторов зависит выбор методов работы по развитию словаря детей?

От образовательных и воспитательных задач, от особенностей детей, возрастных и индивидуальных, от условий, в которых мы работаем. Очевидно, самым главным и самым основным методом является наблюдение в различных его формах. И давайте в связи с этим вспомним слова Василия Сухомлинского о том, что первые уроки должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы. Он обычно всегда это подчеркивал и в своей практике реализовывал.

А как это сделать в современных условиях, если, например, городских детей проблематично вывезти на природу группой?

Если на природу мы не можем выйти, надо, как говорила Елизавета Тихеева, природу приближать к детям. Сейчас современные городские дети часто лишены возможности личного контакта с природой. Как познакомить детей с удалёнными уголками родного края, с растениями и животными, которые, может быть, и обитают вокруг нас, но мы их не видим каждый день? Мы искали методы, позволяющие хотя бы частично восполнить дефицит непосредственного общения с природой, и остановились на мультимедийной презентации. Если говорить языком детей, это такие завлекательные мультики. Мы хотели познакомить детей с заповедным Орловским Полесьем, которое находится довольно далеко от Орла, поэтому вывести туда детей не все родители могут, а уж тем более организованный выезд группы туда очень затруднён.

Обогащение речи дошкольников природоведческой лексикойГлавный игровой персонаж разработанных мультимедийных презентаций – тётушка Сова. Она «путешествует» с детьми, рассказывает им сначала о самом заповеднике, затем о животных, птицах и растениях этого края. Тётушка Сова предлагает детям различные задания, вопросы, организует динамические паузы. Вот, например, мы «путешествуем» в мир птиц Орловского Полесья. Сначала вспоминаем птиц, которых уже знаем. Тётушка Сова обещает нам встретиться с редкими птицами, занесёнными в Красную книгу, например, с серым сорокопутом. Это хищная птица. Мы рассматриваем его внешний вид, видим, что около глаз есть полоски чёрного цвета, которые напоминают маску или солнечные очки. От имени тётушки Совы говорит педагог, он может пользоваться предложенным текстом или своим отдельно составленным конспектом. Мы работаем со словом «задира», потому что сорокопут – задира. Очень интересная информация по этимологии: сорокопут подражал чужому голосу и таким образом создавал много путаницы. Мультимедийные презентации дают возможность слушать голоса птиц, животных, скрип снега, шум ветра, плеск воды, чтобы дети могли представить себя находящимися на природе. Конечно, создание таких презентаций – дело непростое, но оно приносит результаты.

А как использовать разные виды деятельности для развития словарного запаса? Какие упражнения можно предложить детям?

Вопросы-задания на активизацию существительных, глаголов, на активизацию и уточнение прилагательных, использование эпитетов – они всегда звучат в процессе наблюдений, когда мы выходим с детьми на прогулку, когда мы с ними наблюдаем за погодой, животными, ухаживаем за комнатными растениями. Мы всё время задаём вопросы: кто, что, что делает, какой и так далее.

А есть вопросы и задания, направленные на уяснение семантики слова, на установление лексических семантических связей между словами. Я сейчас приведу несколько примеров. Эти задания можно использовать с детьми любого возраста. Конечно, с детьми старшего дошкольного возраста мы просто уменьшаем наглядность, эти упражнения могут проводиться только в словесной форме. С малышами, конечно, используются картинки и другие средства визуализации. Например, сосульки плачут. А кто ещё плачет? Почему мы говорим, что сосульки плачут? Дети знакомятся с переносным значением слова. У берёзы цветки называются серёжки, цветёт берёза, распуская серёжки. А какие вы ещё знаете сережки? У ёлки вместо листьев иголки. А какие ещё бывают иголки?

Вспоминаем загадку Бориса Заходера:

Нахмурилось небо
(Наверное, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..

Какие же это белые мухи летают? Или почему мы можем сравнить снежинки с белыми мухами? На что похожи цветки василька? На звёздочки, которые на зелёной травке затерялись, на голубые глазки...

Задания на объяснение этимологии слова: например, почему растение называется кувшинка? Почему насекомых так называют? Потому что на их брюшках есть насечки. Жук-олень – потому что его рога похожи на рога оленя. Почему раньше на Руси апрель называли снегогон или березень? А почему май – цветень? И мы с детьми, рассуждая на эту тему, рассматривая картинки, наблюдая природу в разные времена года, вспоминаем, например пословицу: март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Мы поясняем детям этимологию слов, рассматриваем толкование значения. Это даёт ещё и возможность поработать над пониманием детьми способов словообразования: например, красноголовник, трилистник луговой (его листик делится на три части).

Парить в воздухе, камнем падать вниз, лететь клином... Хорошо, если дети увидят, как птицы улетают на юг и летят клином, стаей. Если нет – нужно будет объяснить, что такое клин, использовать визуализацию. Конечно, классические наши упражнения на подбор синонимов и антонимов. Допустим, на подбор синонимов: как называются домики бобров? (хатки); радужные цветы – это какие? (разноцветные); птицы вьют гнёзда, а как ещё можно сказать? (гнездятся). Ну и на подбор антонимов: рысий хвост куцый, а у белки хвост какой? (длинный). Если волк бегает быстро, то как передвигается черепаха? (медленно). Можно приводить много примеров таких заданий и вопросов к детям. Главное, что все они направлены на обогащение детской речи не просто за счёт увеличения объёма словаря, а за счёт освоения образных значений. Это делает речь выразительной, точной и яркой.